Возрастной портрет ребенка - дошкольника перед
поступлением в школу (консультация для родителей)
Социальное развитие. В возрасте 6-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче. Они тонко реагируют на изменение настроения взрослых.
Организация деятельности. Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.
В речевом развитии детей 6-7 лет выделяют следующие показатели готовности к школе. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. Способны передавать интонацией различные чувства, способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Говоря об интеллектуальном развитии детей-дошкольников можно выделить следующее. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление) детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели:
Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой. Развитие памяти. Развитие памяти имеет большое значение на успешное обучение ребенка в школе. У детей-дошкольников 6-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания.
Развитие мышления. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.
Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 6-7 лет, выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Они могут различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, ромб и т.д.), классифицируют фигуры по форме, величине. Они способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры.
В развитии зрительно-моторных координаций для детей 6-7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов.
В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте дети стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют. Самооценка у детей 6-7 лет в разных видах деятельности может существенно отличаться, они неспособны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
В мотивах поведения у детей 6-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности, интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них. Для детей этого возраста характерны познавательные интересы, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность. Развитие произвольности – является одним из основных показателей готовности к школе. У детей - дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Итак, описав показатели развития детей 6-7 лет, мы знаем, каким может быть «возрастной портрет» ребенка перед поступлением в школу. Однако, каждый ребенок индивидуален. Он имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические и т.п.) условия. Если условия благоприятны, то ребенок развивается, и имеет показатели развития, описанные выше. Если условия для развития ребенка неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие и сформированность отдельных показателей.